Global Informatics
Многообразие задач, ситуаций и источников знаний обусловило появление большого количества методов извлечения, приобретения и формирования знаний. Одна из возможных классификаций методов извлечения знаний приведена на рисунке 1, на первом уровне выделены два больших класса. Первый класс образуют коммуникативные методы, которые ориентированы на непосредственный контакт инженера по знаниям с экспертом (источником знаний), второй класс - текстологические методы, основанные на приобретении знаний из документов и специальной литературы.
Рисунок 1 - Классификация методов извлечения знаний
Коммуникативные методы. Они разделяются на пассивные и активные. В пассивных методах ведущую роль играет эксперт, в активных - инженер по знаниям. При решении конкретных задач, как правило, используются как пассивные, так и активные методы. Активные методы делятся на индивидуальные и групповые. В групповых методах знания получают от множества экспертов, в индивидуальных - от единственного эксперта. Индивидуальные методы получили более широкое применение на практике по сравнению с групповыми.
Пассивные коммуникативные методы включают наблюдение, анализ протоколов «мыслей вслух», процедуры извлечения знаний из лекций.
Метод наблюдения является одним из наиболее применяемых на начальных этапах разработки экспертных систем. Его суть заключается в фиксировании всех действий эксперта, его реплик и объяснений. При этом аналитик не вмешивается в работу эксперта, а только наблюдает за процессом решения реальных задач либо за решением проблем, имитирующих реальные задачи. Наблюдения за процессом решения реальных задач позволяют инженеру по знаниям глубже понять предметную область. Однако эксперт в этом случае испытывает большое психологическое напряжение, понимая, что осуществляет не только свою профессиональную деятельность, но и демонстрирует ее инженеру по знаниям. Наблюдение за имитацией процесса снимает это напряжение, но приводит к снижению полноты и качества извлекаемых данных. Наблюдения за имитацией незаменимы в тех случаях, когда наблюдения за реальным процессом невозможны из-за специфики изучаемой предметной области,
Метод анализа протоколов «мыслей вслух» отличается от метода наблюдения тем, что эксперт не только комментирует свои действия, но и объясняет цепочку своих рассуждений, приводящих к решению. Основной проблемой, возникающей при использовании этого метода, является принципиальная сложность для любого человека словесного описания собственных мыслей и действий. Повысить полноту и качество извлекаемых знаний можно за счет многократного уточняющего протоколирования рассуждений эксперта.
Метод извлечения знаний из лекций предполагает, что эксперт передает свой опыт инженеру по знаниям в форме лекций. При этом инженер по знаниям может заранее сформулировать темы лекций. Если этого не удается сделать, то когнитолог конспектирует лекции и задает вопросы. Качество информации, предоставленной экспертом в ходе лекции, определяется четкостью сформулированной темы, а также способностями лектора в структурировании и изложении своих знаний и рассуждений.
Сравнительные характеристики пассивных методов извлечения знаний приведены в таблице 1.
Одна из возможных классификаций людей по психологическим характеристикам делит всех на три типа:
· мыслитель (познавательный тип);
· собеседник (эмоционально-коммуникативный тип);
· практик (практический тип).
Мыслители ориентированы на интеллектуальную работу, учебу, теоретические обобщения и обладают свойствами поленезависимости и рефлексивности. Собеседники - общительные, открытые люди, готовые к сотрудничеству. Практики предпочитают действия разговорам, хорошо реализуют замыслы других.
Таблица 1 - Сравнительные характеристики пассивных методов извлечения знаний
Показатели |
Наблюдения |
«Мысли вслух» |
Лекции |
Достоинства |
Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции. Максимальное приближение аналитика к предметной области. |
Свобода самовыражения для эксперта. Вербализация рассуждений. Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции. |
Свобода самовыражения для эксперта. Структурированное изложение. Высокая концентрация. Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции. |
Недостатки |
Отсутствие обратной связи. Фрагментарность полученных комментариев. |
Отсутствие обратной связи. Возможность ухода «в сторону» в рассуждениях эксперта. |
«Зашумленность» деталями. Слабая обратная связь. Недостаток хороших лекторов среди экспертов-практиков. |
Требования к эксперту (типы и основные качества) |
Собеседник или мыслитель (способность к вербализации мыслей, аналитический склад ума, открытость, рефлексивность). |
Мыслитель (лекторские способности) | |
Требования к аналитику {типы и основные качества) |
Мыслитель (наблюдательность, поленезависимость) |
Мыслитель или собеседник (поленезависимост, способность к общению) |
Мыслитель (поленезависимость, способность к общению) |
Характеристика предметной области |
Слабо- и среднеструктурированные, слабо- и среднедокументированные |
Слабоструктурированны, слабодокументированные |
Статья в тему
Трассовый обзорный радиолокатор
Радиолокация - это область науки и техники,
объединяющая методы и средства обнаружения, измерения координат, а также
определение свойств и характеристик различных объектов, основанных на
использовании радиоволн.
В процессе радиолокационного наблюдения мы
получаем радиолокационную ...