Global Informatics

- Информатика и вычислительная техника

Методы извлечения знаний

Игры с применением тренажеров позволяют зафиксировать трудно уловимые знания, которые возникают в реальных ситуациях и могут быть потеряны при выходе из них.

Компьютерные экспертные игры в настоящее время используются в основном в целях обучения. Они полезны для «разминки» экспертов перед сеансом извлечения знаний.

Таблица 4 - Сравнительные характеристики экспертных игр

Показатели

Экспертные игры индивидуальные

групповые

компьютерные

Достоинства

Дают возможность сравнительно быстро получить качественную картину принятия решения. Позволяют выяснить, какую информацию и как использует эксперт.

Реалистично воссоздают атмосферу конкретной задачи. Раскрепощают экспертов. Групповые занятия более объективны. Выявляют логику и аргументацию экспертов.

Вызывают интерес у эксперта. Привлекают дизайном и динамикой.

Недостатки

Отсутствие методик и стандартного набора игр. Высокие профессиональные требования к аналитику.

Требуют от аналитика знания основ игротехники. Сложность создания игр для конкретных предметных областей.

Сложность и высокая стоимость создания специализированных игр в конкретной предметной области.

Требования к эксперту

Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство)

Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство)

Практик (без психологического барьера к ЭВМ)

Требования к аналитику

Собеседник (режиссерские способности, умение создавать сценарии, актерское мастерство)

Собеседник (способность к ведению конферанса, режиссерские способности, актерское мастерство)

Мыслитель (контакт с программистом)

Характеристика предметной области

Средне- и слабоструктурированные и слабодокументированные

Средне- и слабоструктурированные и слабодокументированные

Средне- и слабоструктурированные и слабодокументированные

Текстологические методы включают методы извлечения знаний, основанные на изучении текстов учебников, специальной литературы и документов. Текстология - это наука, целью которой является практическое прочтение текстов, изучение и интерпретация литературных источников, а также рассмотрение семиотических, психолингвистических и других аспектов извлечения знаний из текстов. Схема извлечения знаний из специальных текстов приведена на рисунке 3, где М1 - смысл, заложенный автором и основанный на его собственной модели мира; М2 - смысл, который постигает инженер по знаниям; I - интерпретация текста, изложенного словесно; Т - словесное изложение знаний; V - результат вербализации.

Рисунок 3 - Схема извлечения знаний из текста

Научный текст Т, который формируется автором на основе модели M1, включает в себя пять компонентов, погруженных в языковую среду L; , где - первичный материал наблюдений; - система научных понятий; - субъективный взгляд автора; - дополнительная информация, не касающаяся научного знания (общие места); - заимствования. На процесс понимания (интерпретации) I и на модель М2 влияют следующие компоненты: М2 = , где - экстракт компонентов, почерпнутый из текста Т; - предварительные знания аналитика о предметной области; - общенаучная эрудиция инженера по знаниям; - личный опыт аналитика.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Статья в тему

Аналитический расчет усилителя напряжения низкой частоты на биполярных транзисторах
каскад транзистор мощность усилитель Несмотря на все более расширяющееся использование машинных методов схемотехнического проектирования современной электронной аппаратуры, в повседневной практике разработчикам электронных схем приходится вначале решать задачи приближенного расчета типовых узлов и ...

Главные разделы


www.globalinformatics.ru © 2024 - Все права защищены!