Global Informatics
Игры с применением тренажеров позволяют зафиксировать трудно уловимые знания, которые возникают в реальных ситуациях и могут быть потеряны при выходе из них.
Компьютерные экспертные игры в настоящее время используются в основном в целях обучения. Они полезны для «разминки» экспертов перед сеансом извлечения знаний.
Таблица 4 - Сравнительные характеристики экспертных игр
Показатели |
Экспертные игры индивидуальные |
групповые |
компьютерные |
Достоинства |
Дают возможность сравнительно быстро получить качественную картину принятия решения. Позволяют выяснить, какую информацию и как использует эксперт. |
Реалистично воссоздают атмосферу конкретной задачи. Раскрепощают экспертов. Групповые занятия более объективны. Выявляют логику и аргументацию экспертов. |
Вызывают интерес у эксперта. Привлекают дизайном и динамикой. |
Недостатки |
Отсутствие методик и стандартного набора игр. Высокие профессиональные требования к аналитику. |
Требуют от аналитика знания основ игротехники. Сложность создания игр для конкретных предметных областей. |
Сложность и высокая стоимость создания специализированных игр в конкретной предметной области. |
Требования к эксперту |
Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство) |
Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство) |
Практик (без психологического барьера к ЭВМ) |
Требования к аналитику |
Собеседник (режиссерские способности, умение создавать сценарии, актерское мастерство) |
Собеседник (способность к ведению конферанса, режиссерские способности, актерское мастерство) |
Мыслитель (контакт с программистом) |
Характеристика предметной области |
Средне- и слабоструктурированные и слабодокументированные |
Средне- и слабоструктурированные и слабодокументированные |
Средне- и слабоструктурированные и слабодокументированные |
Текстологические методы включают методы извлечения знаний, основанные на изучении текстов учебников, специальной литературы и документов. Текстология - это наука, целью которой является практическое прочтение текстов, изучение и интерпретация литературных источников, а также рассмотрение семиотических, психолингвистических и других аспектов извлечения знаний из текстов. Схема извлечения знаний из специальных текстов приведена на рисунке 3, где М1 - смысл, заложенный автором и основанный на его собственной модели мира; М2 - смысл, который постигает инженер по знаниям; I - интерпретация текста, изложенного словесно; Т - словесное изложение знаний; V - результат вербализации.
Рисунок 3 - Схема извлечения знаний из текста
Научный текст Т, который формируется автором на основе модели M1, включает в себя пять компонентов, погруженных в языковую среду L; , где - первичный материал наблюдений; - система научных понятий; - субъективный взгляд автора; - дополнительная информация, не касающаяся научного знания (общие места); - заимствования. На процесс понимания (интерпретации) I и на модель М2 влияют следующие компоненты: М2 = , где - экстракт компонентов, почерпнутый из текста Т; - предварительные знания аналитика о предметной области; - общенаучная эрудиция инженера по знаниям; - личный опыт аналитика.
Статья в тему
Аналитический расчет усилителя напряжения низкой частоты на биполярных транзисторах
каскад транзистор мощность усилитель
Несмотря на все более расширяющееся использование машинных методов схемотехнического проектирования современной электронной аппаратуры, в повседневной практике разработчикам электронных схем приходится вначале решать задачи приближенного расчета типовых узлов и ...