Global Informatics

- Информатика и вычислительная техника

Методы извлечения знаний

Рисунок 2 - Классификация вопросов при интервьюировании

Личный вопрос непосредственно касается личного опыта эксперта. Безличный вопрос направлен на выявление наиболее распространенных закономерностей предметной области.

Прямой вопрос непосредственно указывает на интересующий предмет или тему (используется при «зажатости» эксперта). Косвенный вопрос исподволь затрагивает рассматриваемую проблему.

Вербальный вопрос - традиционный устный вопрос. Вопрос с использованием наглядного материала позволяет разнообразить интервью и снять усталость эксперта (используются фотографии, рисунки, карточки).

Основной вопрос направлен на выявление знаний. Зондирующий вопрос направляет рассуждения эксперта в нужную сторону. Контрольный вопрос проверяет достоверность и объективность информации, полученной в интервью ранее.

Нейтральный вопрос подчеркивает беспристрастность инженера по знаниям к предмету исследования. Наводящий вопрос ориентирует эксперта принять во внимание позицию инженера по знаниям.

Дополнительно в интервью рекомендуется включать следующие вопросы: контактные (снимающие психологический барьер между аналитиком и экспертом), буферные (разграничивающие отдельные темы интервью), оживляющие память экспертов (реконструирующие отдельные случаи из практики), «провоцирующие» (способствующие получению неподготовленных ответов).

При использовании метода интервьюирования следует иметь в виду, что его эффективность во многом определяется языком вопросов (понятностью, лаконичностью, терминологией); порядком вопросов (логическая последовательность); уместностью вопросов (этичностью и вежливостью).

Прежде чем готовить вопросы, аналитик должен овладеть ключевым набором знаний исследуемой предметной области, поскольку любой вопрос имеет смысл только в контексте.

Метод свободного диалога позволяет извлекать знания в форме беседы с экспертом, поэтому здесь не предусматривается использование жесткого вопросника или плана. В то же время подготовка к свободному диалогу должна проводиться по специальной методике, в которую входит общая, специальная, конкретная и психологическая подготовка. Общая подготовка направлена на повышение научной эрудиции, овладение общей культурой, знакомство с системной методологией. Специальная подготовка сводится к овладению теорией и навыками интервьюирования. Конкретная подготовка предполагает изучение предметной области, подготовку ситуации общения, знакомство с экспертом, тестирование эксперта. Психологическая подготовка включает знакомство с теорией общения и с когнитивной психологией.

Игры с экспертом существенно отличаются от приведенных выше индивидуальных активных методов извлечения знаний и рассматриваются в классе групповых активных методов, где особое место принадлежит ролевым и экспертным методам.

Активные групповые методы включают «мозговой штурм», дискуссии за круглым столом и ролевые игры. Групповые методы позволяют творчески интегрировать знания множества экспертов. Сравнительный анализ методов приведен в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнение активных групповых методов извлечения знаний

Показатели

«Мозговой штурм»

Дискуссия за круглым столом

Достоинства

Позволяет выявлять глубинные пласты знаний (на уровне бессознательного). Активизирует экспертов. Позволяет получать новые знания

Позволяет получать более объективные фрагменты знаний. Оживляет процедуру извлечения знаний. Позволяет участникам обмениваться знаниями.

Недостатки

Возможен только ДЛЯ новых интересных исследовательских проблем. Не всегда эффективен (довольно низкий процент продуктивных идей)

Требует больших организационных затрат. Отличается сложностью проведения.

Требования к эксперту

Мыслитель (способность к творчеству)

Собеседник или мыслитель (искусство полемики)

Требования к аналитику

Собеседник или мыслитель (быстрая реакция и чувство юмора)

Собеседник (дипломатические способности)

Характеристика предметной области

Слабоструктурированные и слабодокументированные с наличием перспективных «белых пятен»

Слабоструктурированные и слабодокументированные с наличием спорных проблем

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Статья в тему

Исследование критериев оптимизации для нелинейных АС с различными регуляторами
Задачи по управлению тем или иным явлением или процессом, возникающие в повседневной практической деятельности человека, обширны и многообразны. Управление можно определить как совокупность действий, обеспечивающих проведение любого процесса в целях достижения определённых результатов. Системы авто ...

Главные разделы


www.globalinformatics.ru © 2024 - Все права защищены!